Закон о защите прав потребителей
Гражданский кодекс (часть I)
Гражданский кодекс (часть II)
Права потребителей оговорены в официальных документах «Закон РУз о защите прав потребителей» и «Гражданский кодекс РУз».
Ниже приведены выдержки из Закона и Гражданского кодекса, в которых описываются взаимоотношения покупателя и продавца(производителя) товаров.
Потребители имеют право на:
Если предоставление недостоверной или недостаточно полной информации о товаре (работе, услуге) повлекло:
он вправе предъявить изготовителю (исполнителю, продавцу) требования, предусмотренные законодательством.
Требования потребителя о возмещении убытков, причиненных недостоверной или недостаточно
полной информацией о товаре (работе, услуге), рассматриваются исходя из предположения об отсутствии у потребителя специальных познаний о свойствах и характеристиках приобретаемого товара (работы, услуги).
Убытки, причиненные потребителю товаром (работой, услугой), приобретенным в результате
недобросовестной рекламы, подлежат возмещению изготовителем (исполнителем, продавцом) в полном объеме.
Потребитель вправе в течение десяти дней со дня покупки обменять непродовольственный товар надлежащего качества на аналогичный у продавца, где он был приобретен, а в случае отсутствия такого товара в продаже - получить денежную компенсацию.
Порядок обмена и перечень товаров, не подлежащих обмену, определяются правилами,
утвержденными Правительством Республики Узбекистан.
Изготовитель (исполнитель, продавец) несет ответственность за нарушения законодательства о защите прав потребителей.
Государственный комитет Республики Узбекистан по демонополизации и развитию конкуренции и его территориальные органы имеют право налагать штраф на изготовителя (исполнителя, продавца):
Агентство "Узстандарт и другие органы государственного управления, указанные в части первой статьи 26 настоящего Закона, вправе налагать штрафы в случаях: (Абзац в редакции Закона РУз от 25.04.2003 г. N 482-II)
Наложение штрафа осуществляется судом, а в случае признания изготовителем (исполнителем, продавцом) вины в совершенном правонарушении и добровольной уплаты штрафа – специально уполномоченным государственным органом. Взыскание штрафа за нарушение законодательства о защите прав потребителей, превышающего в совокупности двадцать процентов от суммы текущих активов изготовителя (исполнителя, продавца) на последнюю отчетную дату, осуществляется с предоставлением ему рассрочки уплаты взыскиваемой суммы ежемесячными платежами в течение шести месяцев со дня принятия решения о взыскании. (Часть в редакции Закона РУз от 10.10.2006 г. N ЗРУ-59) (См. Предыдущую редакцию)
Наложение штрафа не освобождает изготовителя и (исполнителя, продавца) от обязанности устранения допущенных нарушений. (Часть введена в соответствии с Законом РУз от 05.04.2002 г. N 364- II)
Продавец обязан предоставить покупателю необходимую и достоверную информацию о товаре, предлагаемом к продаже, соответствующую установленным законодательством или обычно предъявляемым в розничной торговле требованиям к содержанию и способам предоставления такой информации. «Административный кодекс» - ст.164, 166.
Покупатель вправе до заключения договора розничной купли-продажи осмотреть товар, потребовать проведения в его присутствии проверки свойств или демонстрации использования товара, если это не исключено ввиду характера товара и не противоречит правилам, принятым в розничной торговле.
Если покупателю не предоставлена возможность незамедлительно получить в месте продажи информацию о товаре, указанную в частях первой и второй настоящей статьи, он вправе потребовать от продавца возмещения убытков, вызванных необоснованным уклонением от заключения договора розничной купли-продажи, а если договор заключен, - в разумный срок отказаться от исполнения договора, потребовать возврата уплаченной за товар суммы и возмещения убытков.
Продавец, не предоставивший покупателю возможность получить соответствующую информацию о товаре, несет ответственность и за недостатки товара, возникшие после его передачи покупателю, в отношении которых покупатель докажет, что они возникли в связи с отсутствием у него такой информации.Постановление КМ №75 – пп.14, 29, 65, 189, 190
Покупатель вправе в течение десяти дней с момента передачи ему непродовольственного товара, если более длительный срок не объявлен продавцом, обменять купленный товар надлежащего качества в месте покупки или иных местах, объявленных продавцом, на аналогичный товар другого размера, формы, габарита, фасона, расцветки, комплектации и т.п., произведя, в случае разницы в цене, необходимый перерасчет с продавцом.
При отсутствии необходимого для обмена товара у продавца покупатель вправе возвратить приобретенный товар продавцу и получить уплаченную за него денежную сумму.
Требование покупателя об обмене либо возврате товара подлежит удовлетворению, если товар не был в употреблении, сохранены его потребительские свойства и имеются доказательства приобретения его у данного продавца.
Перечень товаров, которые не подлежат обмену или возврату по указанным в настоящей статье основаниям, определяется в порядке, установленном законодательством.
Покупатель, которому продан товар ненадлежащего качества, если его недостатки не были оговорены при заключении договора, вправе по своему выбору потребовать:
замены на товар надлежащего качества аналогичной марки (модели, артикула);
замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;
безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на исправление недостатков покупателем либо третьим лицом;
соразмерного уменьшения покупной цены;
расторжения договора с возмещением понесенных убытков.
При возврате покупателю уплаченной за товар денежной суммы продавец не вправе удерживать из нее сумму, на которую понизилась стоимость товара из-за полного или частичного использования товара, потери им товарного вида или других подобных обстоятельств.